Сюзанна Семенова – телесно-фокусированный психолог, специалист по Квантовому массажу, трансформационный коуч.

Проработка проблем на уровне тела, энергетики, психики.

Система Эмоциональной и Физической Свободы

Выбор языка

Занятия по скайпу

Видеокурсы

EFT - Техника Меридианального Простукивания

Видеокурс совершенно бесплатно!

Основные идеи из книги бестселлера Роберта Грина «The Laws of Human Nature».

О чем эта книга?


Если кратко — о том, что делает нас теми, кто мы есть — сложными, иррациональными, противоречивыми существами.

Многие убеждены, что живут и действуют сознательно и рационально. Однако, по мнению Роберта Грина, это вовсе не так. Нами движут силы, природа которых нам непонятна, к тому же мы этого почти не замечаем, пока не дойдет до крайностей. Именно по этой причине мы часто действуем иррационально, хотя склонны приписывать такие действия влиянию эмоций, например гнева. Что-то на нас нашло — и вот мы в ярости набрасываемся на коллегу, босса или незнакомца на улице, который нас чем-то задел. Многие человеческие мысли, поступки и эмоции бесконтрольны — нами в значительной степени управляет сила подсознания.

Когда мы злимся на кого-то, кажется, что это вполне обоснованно, наш гнев вызван конкретными действиями или словами этого человека. Но, как правило, настоящая причина скрыта глубоко внутри. Что-то в его поведении вызвало бурную реакцию — возможно, что-то, идущее из детства или воспоминания о событиях прошлого. Но в ярости мы не в состоянии этого осознать: мы просто даем волю эмоциям. И это относится не только к гневу, но и к широкому спектру других чувств. Такова человеческая природа.

Наша нервная система досталась нам в наследство от первобытных предков и развивалась с миллионами лет эволюции. Наши эмоции тесно связаны с выживанием, взаимодействием в группе, поддержанием групповой дисциплины и разными формами общения. Эмоции возникли раньше, чем речь. Когда наши предки еще не умели говорить, чувства отражались на их лицах и были понятны окружающим. Это помогало первобытному племени лучше понимать друг друга, быть тесно связанными на эмоциональном уровне и объединяться в борьбе с врагом.

С древних времен и до наших дней мы чувствительны к эмоциям окружающих. Мы бессознательно подражаем другим, особенно если их много, когда их чувства достаточно сильны, например, поддаваясь чувству гнева. При этом мы уверены, что действуем по собственному убеждению, но на самом деле мы настолько восприимчивы к эмоциям других, что часто заражаемся ими.

В наследство от предков нам досталась и склонность делить людей на своих и чужих, оценка себя и других с учетом общественного статуса, а также потребность притворяться, носить маску, чтобы скрыть истинные чувства, если они идут вразрез с общим настроем группы или общества в целом. До недавнего времени человеческая натура так и оставалась непонятой до конца, хотя над этим вопросом немало потрудились философы, теологи и впоследствии — ученые. И только за последние сто лет при помощи научных исследований и экспериментов мы знаем о ней достаточно много.

Книга Роберта Грина представляет собой попытку объединить и систематизировать эти знания с целью понять силы, которые нами движут, и научиться ими управлять.

Автор считает, что именно сейчас эти знания особенно необходимы. Наше взаимодействие приобрело новые формы: теперь мы общаемся через социальные сети, при помощи которых легко управлять поведением и манипулировать эмоциями, чем и занимаются некоторые политические лидеры. В виртуальном мире люди дают волю гневу и агрессии, зная, что это останется без последствий. Они сравнивают себя с другими, завидуют и ищут внимания. Они объединяются в группы и воюют с идеологическими противниками вместе с единомышленниками. Это порождает хаос и может иметь печальные последствия.

Законы человеческой природы влияют на наше поведение, и потому очень важно знать, как они работают. Их понимание изменит взгляд не только на поведение других людей и подход к общению с ними, но и на собственную личность. Находясь рядом с другими, мы так или иначе сравниваем себя с ними, испытывая неуверенность и тревогу: как к нам относятся? Воспринимают ли всерьез? Нравимся мы им или нет? Не беспокойтесь: такие вопросы мучают большинство людей. Не стоит их судить, лучше принять их недостатки как часть человеческой природы. К тому же терпимость всегда располагает к себе. Мы почти неспособны воспринимать людей объективно. Внешнее впечатление может быть обманчиво, высока вероятность неправильной интерпретации. Не стоит выносить поспешных суждений, нужно спокойно анализировать. Мы склонны беспричинно очаровываться и так же беспричинно испытывать неприязнь. Законы человеческой природы учат, как избегать манипуляторов и токсичных личностей, и как под внешней простотой и скромностью разглядеть настоящие достоинства.

Знание законов человеческой природы поможет понять и собственные темные стороны, которые есть у каждого. Мы видим себя с наилучшей стороны, это другие могут быть агрессивными, иррациональными или завистливыми. Если мы и совершаем промахи, то очень редко и под давлением обстоятельств или из-за вражеских происков. Все это не более чем самообман, и книга Грина учит смотреть на себя объективно. Когда вы научитесь видеть собственные негативные тенденции, вам будет легче распознавать их в других и относиться к ним терпимее.

О том, какие законы управляют человеческим поведением, у автора есть несколько важных идей.

Идея № 1. Эмоции заставляют нас видеть то, что мы хотим видеть

В пример автор приводит историю противостояния Афин и Спарты. В 432 году до н. э. Спарта вынуждала Афины согласиться на новые условия мирного договора, крайне невыгодные для Афин, которые были демократическим богатым государством. Спарта опиралась на многочисленную армию и управлялась сообществом олигархов, Афины, кроме богатства, располагали только мощным флотом. Взяв паузу на раздумья, представители афинской правящей элиты собрали совет. Новые условия мира их не устраивали.

Одни предлагали напасть на Спарту первыми, внезапно, чтобы фактор неожиданности сыграл им на руку. Другие напоминали им, что в сухопутных сражениях спартанцам нет равных, так что внезапное нападение, обреченное на провал, только развяжет им руки. Лучше смириться и принять условия договора. Но Спарта, встретив такую уступчивость, этим не ограничится. На собрание пришли больше 10 тысяч мужчин, страсти накалялись, люди кричали, не слушая друг друга. Когда они немного успокоились, слово взял 60-летний Перикл, политик и философ, который пользовался в городе огромным уважением. И недаром: при нем расцвели науки и искусства, был построен Парфенон, отлажено управление государством. Он сказал, что и мир, и война крайне невыгодны для Афин, и потому нужно избрать другую стратегию. Договор не подписывать, войну не начинать. Нужно выдержать осаду внутри городских стен и ни в коем случае не покидать их и не вступать в сухопутную битву, исход которой предрешен. У Афин останется выход к морю, и корабли будут поставлять осажденным продовольствие и нападать на прибрежные спартанские города. Рано или поздно спартанцам надоест осаждать Афины, их силы истощатся, и они уйдут. Спартанские сторонники войны будут посрамлены и подпишут мирный договор на других условиях.

Поначалу стратегия Перикла была одобрена. Но его план требовал терпения, а афинянам было сложно его проявлять, когда вражеская армия безнаказанно опустошала окрестности. Через год осады разразилась чума, погубив треть населения Афин и в том числе Перикла. При жизни к нему прислушивались, но когда он умер, стратегию решили изменить. Верх взяли сторонники войны, вступившие в открытый бой со спартанцами. Поначалу афиняне одерживали одну победу за другой. Спартанцы в какой-то момент были готовы уступить, подписав мир на условиях, выгодных для Афин, но их решили добить. Из этого ничего не вышло. В итоге война затянулась на долгие годы, истощив оба государства до крайней степени. В 405 году до н. э. Афины заключили со Спартой мирный договор на еще более невыгодных условиях, чем предлагались спартанцами ранее.

По мнению Грина, это произошло потому, что в отсутствие разумного и рационального Перикла политическая элита была охвачена эмоциями: жаждой власти, славы и денег. Перикл поклонялся интеллекту, олицетворением которого была богиня Афина, чье имя носил город. Правители Афин думали лишь о собственных интересах. Перикл не поддавался мгновенным эмоциональным реакциям, не принимал решение под воздействием чувств, а пытался их анализировать. Свои поступки он рассматривал не с точки зрения личной выгоды, а хотел понять, принесут ли они пользу Афинам. Его эго почти не влияло на его политику. Он избегал войн, которые могли бы его прославить, привлекал к управлению городом людей из средних и низших сословий, хотя это могло бы ослабить его власть. Ему удалось создать прекрасный город, который из-за глупости и эгоизма его преемников погрузился в упадок. Автор советует культивировать внутреннюю Афину — мудрость. Мы не рождаемся рациональными. В момент спокойствия и сосредоточенности, когда мы далеки от эмоций, наши мысли текут ясно, а идеи появляются в результате долгих размышлений.

Мы реагируем на поступки и слова других людей, втягиваясь в драму, которую нам навязывают, испытывая волнение и неуверенность. Это не дает нам сфокусироваться на главном. Чтобы этого не произошло, постарайтесь проанализировать, почему вы испытываете гнев и обиду. Задавайте себе вопросы, пока не доберетесь до истинной причины ваших чувств. Эмоции сужают ум, ограничивая выбор идей. Эмоции возникают как ответ на раздражитель. Физическое возбуждение когда-то помогало нашему далекому предку обратить на что-то внимание. Эмоции рождаются в древней части нашего мозга, а за язык и сознательное мышление отвечает другая часть мозга — та, которая появилась последней (неокортекс), поэтому мы принимаем свои эмоции за свои естественные проявления. Когда мы злимся на кого-то, следует спросить себя, в чем истинная причина этого. Не завидуем ли мы этому человеку? Возможно, мы ощущаем себя ниже его по статусу и хотим иметь то, что есть у него. Но мы не можем себе в этом признаться, ведь зависть — чувство неприличное. Или мы набросились на человека из-за какой-то ерунды. Причина не в том, что он сделал что-то нехорошее, а в том, что мы не в настроении, чем-то разочарованы или куда-то спешим, а он подвернулся под горячую руку. Или мы испытываем к кому-то неприязнь, а при поиске причины этого чувства выясняется, что он нам внешне напоминает человека, который обидел нас в детстве.

Эмоции у животных работают правильно: животное чувствует страх, бросается бежать, а когда опасность миновала, он быстро проходит. Мы можем испытывать страх всю жизнь в виде постоянной тревоги. Некоторые умелые манипуляторы, в том числе политики и специалисты по рекламе, знают об устройстве человеческой природы и играют нашими чувствами, заставляя совершать то, что мы делать не собирались.

Идея № 2. Чтобы развить рациональное мышление, нужно предпринимать сознательные усилия

Для начала следует уяснить, что иррациональность — это не то, что проявляет человек, когда не соглашается с нами. Любой из нас проявляет иррациональность, когда поддается эмоциям. Мы так устроены, что наши мысли вращаются около вещей приятных, тешащих самолюбие. Мышление, в которое вовлечены чувства, всегда иррационально. Те, кто тренирует рациональное мышление, старается исключить из него эмоции, противостоять им. Это сказывается на результатах, которых они добиваются: проекты их, как правило, доведены до завершения, цели обычно достигаются в нужный срок, они успешно взаимодействуют с окружающими.

Люди, мыслящие иррационально, склонны повторять одни и те же ошибки, вступать в конфликты, их мечты почти никогда не претворяются в жизнь, а их намерения не становятся действиями. Конечно, иррациональность порой проявляют и самые уравновешенные люди, а их антиподы способны иногда на правильные решения и блестящие идеи. Объективно судить о типе мышления можно со временем: если человек преуспевает в долгосрочной перспективе, он мыслит рационально, и наоборот. Он может пережить несколько неудач, но добавляет их в копилку своего опыта и учится на них.

Рациональный человек способен отбросить эгоистические соображения, например, при обсуждении опеки над ребенком после развода. Он будет соблюдать интересы ребенка в первую очередь. Иррациональный разведенный супруг будет сводить счеты, превращая детей в орудие борьбы и не заботясь о том, как это на них скажется.

Если рациональный человек принимает кого-то на работу, для него первична профессиональная компетентность. Иррациональный работодатель поддается обаянию, не особо задумываясь, что за ним стоит, или нанимает таких, которые уж точно его не подсидят. Причем он может и не понимать причин своего выбора.

Рациональные люди прислушиваются к другим. Они ничего не имеют против, когда им указывают на ошибки, и готовы работать над своим поведением. Люди иррациональные приходят в ярость, когда им указывают на их нелогичность, они не хотят анализировать и обучаться.

Работа над обретением рациональности состоит из определенных шагов.

В первую очередь нужно признать, что все мы без исключения склонны к предубеждениям из-за воздействия эмоций. Главный эмоциональный настрой — получить удовольствие и избежать боли. Поэтому нам не нравится горькие истины, в отличие от возвышающего обмана. Когда вы заметите в себе стремление отвернуться от идеи, которая кажется вам неприятной, возможно, вы во власти предубеждения. Научитесь анализировать это состояние, это научит вас избегать предвзятости и распознавать эту особенность у других.

Кроме того, нужно бороться с предвзятостью подтверждения. Рациональный человек сначала собирает доказательства, потом на их основании делает выводы. При предвзятости подтверждения в голове сначала появляется идея, которая кажется верной, а затем к ней притягиваются необходимые доказательства, которые кажутся логичными и неоспоримыми, однако это вовсе не так.

Многие руководители обращаются к экспертам не для того, чтобы они объективно исследовали какой-то вопрос, а чтобы подтвердили то убеждение, которое у них уже имеется. Иногда они слышат то, что хотят услышать, иногда, если эксперт не подтверждает их идею, они сомневаются в его компетентности и приглашают другого.

Чтобы не попасть в ловушку предвзятости подтверждения, проанализируйте свои идеи, которые представляются вам особенно удачными.

Проверьте, так ли это на самом деле, например, с помощью статистических данных, научных исследований. Ищите доказательства, опровергающие вашу теорию, а не подтверждающие ее. Это объективный подход.

Если же вы готовы отстаивать вашу идею, несмотря ни на что, и спорите до хрипоты с теми, кто с ней не согласен, это один из признаков, что вы во власти предвзятости подтверждения.

Третий шаг — не попадаться в ловушку эффекта ореола. Мы склонны видеть людей такими, какими они нам представляются. Если человек дает понять, что он умный, компетентный, трудолюбивый или обладает еще какими-то достоинствами, мы, скорее всего, будем считать, что все так и есть. Он создал вокруг себя ореол, который на нас подействовал. Но ореол может быть и негативным: если мы замечаем одно негативное качество, нам кажется, что к нему привязаны еще и другие, хотя на деле это может быть совсем не так. Иногда чей-то успех затрудняет объективное восприятие личности. Не поддавайтесь действию эффекта ореола, пусть пройдет какое-то время, прежде чем вы составите более полное представление о человеке.

Идея № 3. Для полноценных отношений с окружающими любовь к себе должна сочетаться с эмпатией

Все мы по природе нарциссы, сосредоточенные в основном на себе. Когда мы беседуем, то больше жаждем рассказать о себе, чем послушать о делах другого. Мы симпатизируем тем, кто разделяет наши взгляды и считаем, что у них острый ум и хороший вкус. То, что другие воспринимают как неприятную черту нашей личности, например, напористость, мы воспринимаем по-другому, как смелость и энергичность. Мы любим, когда нам льстят, и сами льстим себе. По природе мы эгоцентричны, и было бы лицемерием это отрицать.

По этой причине нужно воспитывать в себе здоровый нарциссизм. С самого рождения мы нуждаемся в постоянном внимании. Если человек обделен вниманием, он не может соотнести себя с другими, почувствовать с ними связь. В изоляции он не ощущает себя живым и впадает в глубокую депрессию. Когда мы получаем достаточно внимания, мы знаем, что нас ценят и любят, что не оставят в одиночестве, что когда-то, в первобытном обществе, было равносильно смерти. Но как обратить на себя внимание, если нам постоянно приходится за него конкурировать, начиная с собственной семьи и заканчивая работой? Только изредка мы слышим слова похвалы, в остальное время люди заняты собственными проблемами, им не до нас. Чтобы утолить потребность во внимании, мы создаем идеальный образ себя, в котором подчеркиваются наши достоинства и затушевываются недостатки. Эту улучшенную личность мы любим и лелеем, обращая всю свою энергию внутрь, тем самым помогая себе справляться с неуверенностью и разными неприятностями и воспитывать чувство собственного достоинства. У глубоких нарциссов, как ни странно, нет такой улучшенной личности, к которой можно обратиться в трудную минуту. Их потребность во внимании намного выше, чем у обычных людей. Такое может случиться по разным причинам.

Возможно, в детстве они сталкивались с эмоциональной холодностью родителей, которые слишком были поглощены собой или, наоборот, старались препятствовать их независимости, не давая самоутвердиться. Поэтому у них нет твердой самооценки, нет основы для самоуважения, и они глубоко зависят от внимания других.

Психологические проблемы для глубоких нарциссов начинаются в возрасте между 20 и 30 годами. Нарциссы-экстраверты нуждаются в постоянном внимании и привлекают его всеми доступными способами, чтобы чувствовать себя живыми. Они разыгрывают драмы, требуют сочувствия или восхищения, и рано или поздно это начинает утомлять. Тогда они обновляют свою публику, чтобы привлечь внимание тех, кто их еще не знает. Нарциссы-интроверты погружаются в фантазии, отдаляясь от людей и постепенно уходя в изоляцию.

Если глубоких нарциссов обижают или критикуют, они не могут черпать силы внутри себя, ведь они не сформировали внутреннюю уверенность в себе, чувство собственного достоинства, и потому реагируют с яростью и готовы мстить. Только так они могут успокоить свою тревогу и неуверенность. Некоторым из них везде мерещатся враги. Любой предмет разговора они обязательно переведут на себя. Им активно не нравится внимание, направленное не на них.

В любовных и дружеских отношениях глубокие нарциссы рассматривают других как продолжение себя, не воспринимая их как самостоятельную личность. Они стараются изолировать объект своей любви от друзей и родных, чтобы полностью завладеть его вниманием. Некоторые пытаются найти удовлетворение в работе, но и там их слишком заботит мнение других. Они так сфокусированы на этом, что это отвлекает от работы как таковой, и потому они, как правило, надолго нигде не задерживаются. Автор советует обойти глубокого нарцисса стороной, ибо ни брак, ни отношения с ним ничего хорошего не принесут. А наиболее страшны нарциссические лидеры, которые требуют от подчиненных поклонения и почитания, когда доберутся до вершин власти. Как правило, эти диктаторы и тираны к тому же прирожденные манипуляторы. Кроме того, они сверхчувствительны к малейшему проявлению невнимания или отсутствию восхищения, и работать с ними очень тяжело.

Глубоких нарциссов следует избегать по мере сил, поскольку они безнадежны. Но здоровый нарциссизм — качество хорошее и полезное. Здоровые нарциссы не особенно чувствительны к нападкам и быстро оправляются от них. Они способны к самоиронии и любят себя без всяких драм. Однако их любовь не концентрируется только внутри, они могут дарить ее окружающим. Они талантливы, успешны в работе, более того — работа приносит им глубокое удовлетворение.

У многих здоровых нарциссов развиты эмпатические способности. Они развиваются с самого рождения, если физическая и эмоциональная связь с матерью сильна. Младенец учится угадывать ее настроение, еще не владея речью и не понимая слов. И эта способность понимать других и сочувствовать им впоследствии переносится на близких и друзей. Здоровые нарциссы с развитой эмпатией успешны в роли врачей, социологов, социальных работников, учителей и других профессий, направленных на работу с людьми. Грин советует тренировать свои эмпатические способности. Не стоит думать, что вы понимаете людей с первого взгляда, нужно понять, что каждый человек — это неизведанная страна, tabula rasa, которую вам предстоит изучить. Для этого нужно беседовать с ним и не один раз, причем больше слушать, чем говорить. Постарайтесь понять его точку зрения, мысли и чувства. Относитесь к людям терпеливо и сострадательно, как вы относитесь к себе. Если вы не превозносите себя, но и не считаете хуже других, то вам легко будет принять и других со всеми их недостатками.

Обращайте внимание не только на слова, но и на тон, которыми они произносятся, выражение лица, жесты, и старайтесь понять их.

Это называется висцеральной эмпатией. Если голос звучит агрессивно, не спешите отвечать агрессией — это будет вашим первым инстинктивным порывом. Дослушайте до конца и отвечайте спокойно.

Тон и поведение очень важны. Если кто-то раньше относился к вам вполне равнодушно и вдруг внезапно проявляет острый интерес к каким-то сторонам вашей жизни, обращайте внимание не только на слова, но и на общий тон и интонацию разговора. Не исключено, что от вас чего-то хотят, и не давайте собой вертеть.

Люди склонны имитировать тон и жесты собеседника на бессознательном уровне — это эмпатический ответ. Скрестит ноги один — вскоре это сделает и другой. Можно использовать эту особенность, чтобы вступить в связь, вызвать в собеседнике доверие по отношению к вам. Повторите его улыбку или кивок головой, чтобы он почувствовал, что вы его понимаете. Но не увлекайтесь чересчур, делайте это изредка, в определенные моменты.

Работая над развитием эмпатии, помните, что чем с большим количеством людей вы взаимодействуете, тем лучше вы научитесь их понимать, сочувствуя и в то же время анализируя их.

Идея № 4. Невербальные сигналы гораздо более информативны, чем слова

Беседуя с людьми и просто наблюдая за ними, мы прислушиваемся к их речи, но слова больше скрывают, чем говорят. Истинные чувства передаются невербальными сигналами, бессознательными реакциями лица и тела. Если мы хотим научиться понимать людей, нам нужно обратить внимание на эти сигналы. Для начала нам следует развить наблюдательность. Большинство из нас настолько поглощены собой, что почти ничего не видят в других.

В любом человеке в той или иной степени есть актерские способности. Мы с детства учимся воздействовать на родителей при помощи слов, когда нам нужно что-то выпросить или что-то скрыть от них. Повзрослев, мы стараемся не отличаться от коллег по работе или сокурсников, чтобы вписаться в групповую культуру, играя определенную роль. Иначе невозможно: если бы мы резали в глаза правду-матку, не скрывали свои эмоции, разговаривали бы на равных с начальством или представителем власти, ничем хорошим бы это не кончилось. Актерские навыки необходимы для успешной социализации, и мы пользуемся ими почти бессознательно. Для этого и нужны слова.

Наши далекие предки общались посредством невербальных сигналов, передавая через них свои чувства, еще до появления языка. Наше тело по-прежнему передает эти сигналы, но мы разучились их читать и понимать. Никто не обращает внимания на жесты, тон, мимику, осанку человека. Мы лишь прислушиваемся к словам, но они не дают целостного представления о человеке и его намерениях. Мы будем намного лучше понимать людей, когда научимся читать эти невербальные сигналы. Всем детям свойственна наблюдательность, их внимание пока еще направлено наружу, на окружающий мир. Поэтому они прекрасно распознают фальшь, притворство и вранье. Начиная с пяти лет, мы постепенно теряем эту способность. Но эти навыки распознавания никуда не делись, нам нужно лишь вспомнить их. Представьте, что вы вернулись в детство, наблюдая за собеседником. Не мелькнуло ли на его лице выражение, не соответствующее словам, и не один раз? Не напряжены ли мускулы лица? Как он стоит, жестикулирует, какие позы принимает? Поменьше говорите и больше слушайте. Несколько раз переспросите о чем-нибудь, повторите несколько жестов. Это заставит человека расслабиться и пропустить еще больше невербальных сигналов. Не давайте людям понять, что наблюдаете за ними, просто слушайте и наблюдайте. После разговора запишите свои наблюдения и проанализируйте их.

У каждого человека есть базовое поведение и настроение. Одни спокойны и сдержанны, другие энергичны и напористы, третьи — весельчаки и острословы. Отклонение от обычной манеры поведения должно насторожить. Наблюдайте, как меняются невербальные сигналы человека во время разговоров с разными людьми: с близкими, с начальством, незнакомцем на улице. Так вы будете распознавать больше. Следите, как ведут себя люди в разных состояниях: радостном, грустном, напряженном и пр. Постоянно практикуйтесь в наблюдении, наблюдайте за людьми в кафе, на улице, на работе. Вскоре вы научитесь читать их жесты и выражение лица как открытую книгу.

Грин советует избегать предвзятости. Если вы начтете изучать невербальные сигналы человека, который вам не нравится, легко впасть в соблазн истолковывать их в негативном ключе. Исключите предубеждения из своих наблюдений, иначе вы исказите картину.

Старайтесь быть объективными и избегать оценок, просто наблюдайте и записывайте на первых порах. Наблюдайте и за собой. Подмечайте, как вы себя ведете, когда нервничаете: сцепляете пальцы, теребите волосы, закидываете ногу на ногу и пр. Изучив свое невербальное поведение, вы быстрее научитесь распознавать сигналы в других. При достаточной практике вы вскоре научитесь не только понимать истинные чувства людей, но и предсказывать их действия.

Грин рассказывает о знаменитом психиатре и гипнотизере Милтоне Эриксоне. Он родился на ферме в Висконсине и в детстве переболел полиомиелитом, чудом выжив. В самом начале болезни врачи сказали матери, что мальчику осталось жить три дня. Она не знала, что он слышал эти слова. Чтобы отвлечь ее от отчаяния и не впасть в него самому, он все время просил ее что-то сделать: передвинуть его кровать, поправить подушку, дать ему книжку, игрушку и пр. К ночи он все-таки впал в кому, но вышел из нее через 3 дня, обманув смерть. Долгое время он оставался парализованным и не мог говорить. Но в этом состоянии он до совершенства довел наблюдательность. У него было семь сестер, брат, родители и медсестра. И он постоянно наблюдал за ними. Мальчик заметил несоответствие между словами и чувствами: иногда одна сестра давала другой яблоко с вежливыми словами, но по ее интонации чувствовалось, что она не очень рада и хотела бы оставить яблоко себе. Он наблюдал за поднятыми бровями, напряженными венами шеи, жестами, взглядами и тому подобным. Раньше у него не было такой возможности. Он видел, как сестры и брат играют на улице, и ему так хотелось к ним присоединиться, что он начал работать над собой. Он представлял, как встает и идет, и вскоре у него начал подергиваться мускул на одной ноге. Сестра стала массировать этот мускул, и постепенно мышца стала обретать способность двигаться. Он представлял, каким было его тело до паралича, во всех деталях и подробностях, и оно начало оживать. Наконец он смог стоять, затем ходить, и вскоре уже ходил гулять, хоть и опираясь на трость.

Когда Эриксон стал практикующим психиатром, он сосредоточился на невербальных сигналах, с помощью которых очень точно ставил диагнозы. У него был больной, который разорился во время Великой депрессии. Он только плакал и то прикладывал руки к груди, то вытягивал их вперед. Он ни с кем не разговаривал, и врачи давно махнули на него рукой. Эриксон понял, откуда взялся этот странный тик — человек будто делал напрасные усилия, чтобы вырваться вперед. Эриксон «перекодировал» его: он сказал больному, что в его жизни было много взлетов и падений, и с этими словами поднял руки пациента вверх, а затем опустил вниз. Больной переключился на новое движение. Затем Эриксон принес ему несколько брусочков дерева и вложил в каждую руку по куску наждачной бумаги. Человек начал шлифовать бруски, испытывая огромную радость от запаха дерева и результата своих трудов. Вскоре слезы перестали литься из его глаз и тик прекратился. Он начал заниматься резьбой по дереву и нашел себе новое занятие, полностью исцелившись. Эриксон с помощью невербальных сигналов смог переключить его разум в другой режим, сдвинув с мертвой точки.

Автор перечисляет несколько признаков, которые сигнализируют о том, что человеку не нравится какая-то фраза, разговор в целом или общение конкретно с вами. Внезапный прищур глаз, поджатые губы, напряженная шея или все тело. Носки ног поворачиваются в сторону от вас, хотя разговор еще продолжается. Есть и микровыражения, говорящие о враждебности: мимолетный насмешливый взгляд, моментально опущенный вниз, какая-то небольшая гримаса, мелькнувшая на долю секунды. Заметив такое однажды, вы быстро научитесь их распознавать. Иногда после какой-то вашей фразы наступает пауза, которая длится дольше обычной, — это тоже о многом говорит. Подмечайте разницу (если она есть) в том, как человек говорит с вами, а затем с другими. Обращайте внимание и на тембр голоса: эмоции в голосе подделать трудно, если человек не профессиональный актер.

Идея № 5. Характер человека во многом определяет его судьбу

Грин считает, что эта древняя мысль Гераклита не утратила смысла и сейчас. Вера в судьбу была связана с верой в высшие силы божественного или дьявольского происхождения, которые играют жизнью человека. Такие силы действительно существуют, но действуют они не снаружи, а внутри нас. Несмотря на утверждения, что каждый является хозяином своей судьбы, мы на каждом шагу наблюдаем обратные примеры. Одни постоянно вступают в опасные связи, и всякий раз с одинаковым результатом. У других карьера не сдвигается с мертвой точки, несмотря на все усилия. Третьи раз за разом неудачно вкладывают деньги и верят, что уж в следующий-то раз им точно повезет — но этого не происходит. И все эти люди верят, что действуют по собственной воле.

На самом деле мы формируем свою судьбу благодаря закономерностям нашего поведения. Если мы совершаем одни и те же ошибки, не вынося из них никакого урока, то наша жизнь будет зависеть от них. Судьбу творят не боги и не духи, а наш характер, то, что всякий раз заставляет нас действовать определенным образом.

Характер формируется еще в раннем детстве, чему способствуют отношения с родителями, особенно с матерью. В зависимости от них с ранних лет характер становится или недоверчивым и агрессивным, или спокойным и уверенным, или нервным и нелюдимым, или зависимым и беспомощным. При этом мы, как правило, не осознаем особенностей своего характера, хотя и действуем в соответствии с ними. С годами мы накапливаем привычки и опыт, которые закрепляют особенности нашего характера, делая его все менее гибким и поддающимся изменению.

Конечно, характер не обязательно должен быть скверным или приносить неприятности. Есть много прекрасных черт характера, таких как доброта и щедрость, но даже их нужно обнаружить и осознать, считает Грин, чтобы разумно ими управлять. Для этого нужно изучить собственное прошлое, отмечая характерные шаблоны в образе действий. Невозможно полностью избавиться от характера, заложенного в самом раннем детстве, но можно корректировать негативные тенденции с помощью осознанного к ним отношения.

Можно создать новые привычки и модели, которые постепенно изменят вас в лучшую сторону. Очень полезно изучить характер людей, с которыми вы общаетесь. Такие навыки особенно полезны, когда вы устанавливаете доверительные отношения, рабочие, дружеские или любовные. Неумение распознавать характер человека может привести к неудачным бракам, сближению с вероломными друзьями, выбору неудачного политического лидера. Многие токсичные личности до поры до времени тщательно маскируют свой характер, так что способны многих обмануть, включая себя. Они умеют очаровывать, но их обаяние быстро рассеивается, стоит узнать их поближе.

Грин приводит в пример эксцентричного миллионера Говарда Хьюза-младшего, незаурядного человека, особенности характера которого привели его к разорению, краху большинства проектов, отсутствию друзей и смерти в одиночестве. Каждое свое начинание он стремился контролировать лично, даже то, в котором ничего не понимал. Он нанимал на работу лучших специалистов. Сначала он занимался постройкой самолетов и вертолетов. Дела первое время шли успешно, пока он не начинал влезать в работу конструкторов, летчиков, рабочих, поставщиков, и дело кончалось тем, что все разбегались от него в разные стороны. Спустя какое-то время он начинал искать новых, заверял их, что теперь все пойдет по-другому, что он осознал свои ошибки и сделал из них выводы. Через несколько месяцев или недель все начиналось сначала. Так было в авиации, съемках кинофильмов, инвестициях и прочих начинаниях Хьюза, и всякий раз все кончалось одинаково — характер был сильнее его.

Если вы хотите изучать чей-то характер, присмотритесь к тому, как человек действовал на протяжении нескольких лет, какие решения принимал. Нужно обращать внимание на повторяющиеся действия: например, человек старается спрятаться от всех, когда испытывает стресс, или бросает дело незавершенным, если оно застопорилось. Обратитесь и к прошлому, и к настоящему этого человека, и вы увидите модель поведения, отражающую его характер. Тогда с большой степенью вероятности можно предсказать его действия в будущем.

Обращайте внимание и на повседневную жизнь человека. Если он затягивает простую работу, то сложную будет делать годами. Если он раздражается из-за небольших неудобств, то более крупные станут для него катастрофой. Многое говорит о человеке и его брак или любовная связь. Возможно, они отражают его стремление доминировать, спасать, унижать или зависеть.

Люди с сильным характером, как правило, обладают гибкостью, они способны к обучению и восприимчивы к критике.

Их уверенность в себе позволяет им учиться на ошибках, а не приходить в отчаяние, и хорошо работать в команде. Люди со слабым характером критику не воспринимают. Они или обижаются, или все равно сделают по-своему. Как правило, в характере сочетаются сильные и слабые стороны, и Грин советует общаться с людьми, в характере которых сила преобладает над слабостью.

Есть откровенно токсичные типы характера. Хьюз был гиперперфекционистом. Он все стремился контролировать лично, не потому, что имел высокие стандарты, а потому, что хотел всей полноты контроля и власти. Кроме того, есть бунтари, менторы, драматизаторы, болтуны и множество других видов патологических характеров, которые вы со временем научитесь распознавать.

Осознав особенности своего характера, вы научитесь работать над ними и перестанете быть их пленником, повторяя раз за разом свои ошибки. Полностью устранить влияние характера невозможно, но можно минимизировать влияние негативных моделей. Зная их, вы будете искать такие области, где они вам не помешают, а иногда и помогут. Вы не можете стать кем-то другим, считает Грин, но вы можете признать свой характер, изучить его и превратить свои слабости в силу.

Идея № 6. Все наши действия имеют последствия, но мы очень редко о них думаем

Всем человеческим существам свойственно жить настоящей минутой. Мы реагируем на текущие события, которые случились прямо сейчас, но не думаем о последствиях своих реакций. Но если оглянуться на прошлое, можно заметить, что именно из него выросли проблемы настоящего. Все, что мы делаем, имеет последствия, просто мало кто об этом задумывается.

Можно придумать какую-то успешную схему инвестиций, которая какое-то время будет работать и приносить доход. Но это не значит, что так будет всегда. Но, видя, что она работает, ее создатели не заглядывают в далекое будущее, их бдительность усыплена текущим успехом. Очнутся они только тогда, когда грянет гром — так произошло с финансовым кризисом 2008 года.

Неспособность человека увидеть дальние перспективы используют многие демагоги и мошенники. Многие им поддаются. Но прежде чем что-то сделать, нужно представить себе контекст нынешней ситуации и последствия любых наших действий. Не стоит реагировать под воздействием сиюминутных эмоций. Мы сами успешно обманываем себя, реагируя на ситуацию слишком поспешно и бездумно. Мы рассорились с другом; именно в этот момент на горизонте появляется новый человек, который совершенно нас очаровывает. Он кажется чутким, добрым, понимающим, его как будто бог послал, чтобы скрасить наше одиночество. Очертя голову мы бросаемся в новые отношения. Но проходит какое-то время, и становится понятно, что новый знакомый вовсе не так хорош, как показалось вначале, что в ссоре виноваты мы сами, и наши поспешные действия только усугубили ситуацию. Мы реагируем слишком быстро и слишком нетерпеливы, чтобы предвидеть последствия по некоторым знакам, на которые не обратили внимания. Мы заперты в настоящем моменте.

Когда мы передвигаемся в лесу, отмечает Грин, нам видно только то, что перед нашими глазами. Но если мы не двинемся наугад непонятно куда, а найдем местечко повыше, чтобы понять, где находимся, то картина станет намного яснее. Так нужно поступать и в момент принятия важных решений. Признав недальновидность нашего мышления, мы сможем с ней бороться.

Грин приводит исторический пример: убийство Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. Заговорщики боялись, что он установит монархию и станет диктатором, а его убийство послужит на благо республиканскому правлению. Однако все получилось наоборот. После убийства в стране наступил хаос, к трону пришел внучатый племянник Цезаря и под предлогом борьбы с беспорядками отменил республиканское правление. После смерти Цезаря выяснилось, что он никогда не собирался возрождать монархию.

В XIX веке в Индии британские власти решили уменьшить количество кобр на улицах Дели и объявили награду за каждую убитую змею. Тогда нищие местные жители начали специально разводить кобр, зарабатывая таким образом на жизнь. Правительство спохватилось и отменило свой указ, и тогда рассерженные заводчики змей выпустили на улицы своих питомцев, увеличив их поголовье в несколько раз.

Иногда во власти своего неправильного решения человек заходит так далеко, что уже не видит смысла поворачивать назад. Грин называет это тактическим адом. Так случается, когда супруги настолько погрязли в выяснении отношений и бесконечных придирках друг к другу, что уже забыли цель своей вечной войны и смысл своего брака. Но если бы они посмотрели на ситуацию в долгосрочной перспективе и определили свои ценности и приоритеты, они смогли бы найти разумную линию поведения. Анализ последствий и действия с учетом перспективы требуют спокойствия и огромного терпения, но результат того стоит.

Идея № 7. Можно изменить свою жизнь, поменяв свое мировоззрение

В пример Грин приводит трудную жизнь Антона Павловича Чехова. Он вырос в бедной семье с пьющим отцом, часто поднимавшим руку на детей. Отец бил их не за проступки, а, как он говорил, для их же блага, и изводил бесконечными придирками. С ранних лет Чехов подменял отца в небольшой лавке в Таганроге, обслуживая покупателей и стуча зубами от холода. Два брата, устав от нищеты и скверного характера отца, уехали в Москву, надеясь на улучшение жизни. Лавка вскоре прогорела, и отец, чтобы избежать кредиторов, присоединился к сыновьям в Москве. Хитростью их лишили крыши над головой, и вскоре мать с сестрой вынуждена была тоже переехать в Москву, оставив Антона одного в Таганроге. Сначала 16-летний юноша с трудом выживал. Он брался за любую работу, в основном давал уроки школьникам, и этих денег едва хватало на еду. Но он не опускал руки. Он решил стать врачом, чтобы выбраться из нищеты, и постепенно полюбил свою работу репетитора. В 16 лет он обрел независимость, научился содержать себя, а подготовка к репетиторству привила ему привычку к чтению. Книги открыли ему новый мир, после знакомства с которым Таганрог уже не казался ему скучнейшим захолустьем. Он наблюдал за людьми, дававшими ему огромный материал для будущих рассказов. Однажды он вдруг понял, что скучает по родителям, даже по пьющему, злому, никчемному отцу. Он понял, что отец и сам страдал, не реализовав свои природные артистические способности, оставаясь прикованным к лавке, доставшейся в наследство, которую он не любил. Поняв и простив родителей, перестав быть рабом обстоятельств, он наконец ощутил свободу, и до конца своих дней жил свободным человеком. А все благодаря тому, что изменилось его отношение к жизни.

Каждый человек видит мир сквозь определенную призму. Это и называется восприятием. Изучая человеческую природу, нужно понять, что наше отношение к ситуации искажает наше восприятие. Когда нам плохо, все видится в черном свете, и наоборот.

Для ясности картины нужно научиться определять, как влияет на ситуацию наше отношение к ней. Слабые люди, столкнувшиеся с детскими травмами, склонны сужать свое восприятие, приписывая людям коварные помыслы и прочий негатив. При этом они не видят, какую роль играют их собственные слова и поступки, и во всем склонны винить других. В каждом слове и жесте они видят подтверждение своих взглядов.

Если вы недоверчивы и враждебны с окружающими, попробуйте бороться с этим простыми способами. Например, подходя к людям, которых почти не знаете или впервые видите, заранее скажите себе, что они вам нравятся или что они кажутся умными. Вы увидите, насколько легко и непринужденно сложится беседа — изменив свое отношение к этим людям, вы изменили ее направление и тон. Делайте так постоянно: когда окружающие увидят, что вы не проявляете враждебности, они будут рады ответить вам дружелюбием.

Враждебный настрой — не единственное искажение картины мира. Их великое множество, и со временем вы научитесь открывать их в себе и других. Не позволяйте им завладеть вами. Все мы переживаем трудности, неприятности, трагедии и неудачи, но каждая неудача — это возможность роста.

Идея № 8. Помня о том, что мы смертны, мы сможем лучше расставлять жизненные приоритеты

Люди живут так, будто они бессмертны и располагают неограниченным количеством времени. Так устроены все мы. Забывая о смерти, мы закрываем глаза на то, что у нас есть важные задачи, которые нужно решить в отпущенный нам срок. Но смерть — это реальность, и все мы рано или поздно умрем, какой бы жуткой эта мысль ни казалась. Грин считает, что каждому нужно набраться мужества и думать о собственной смерти как о чем-то естественном, том, с чем рано или поздно придется столкнуться всем нам.

Автор рассказывает о короткой трагической жизни американской писательницы Фланнери О’Коннор. Талантливая и амбициозная, выросшая на американском Юге, она унаследовала от отца не только острый ум и наблюдательность, но и неизлечимую болезнь — системную красную волчанку. До поры до времени болезнь не проявлялась, так что юная писательница жила обычной жизнью. После смерти отца она покинула родительский дом и жила у друзей в Коннектикуте, училась, писала роман, строила планы. Внезапно она заболела, и то, что вначале приняли за ревматоидный артрит, оказалось волчанкой. Осознав свою смертность, Фланнери решила полностью сосредоточиться на самом важном — писательстве. Она переносила на бумагу впечатления об окружающих ее людях, писала рассказ за рассказом, стараясь показать в каждом из них какой-то человеческий недостаток и в то же время избегая осуждения. Она стала терпимой и в жизни: когда к ней пришла слава, ей писали со всех уголков Америки, и она находила время, чтобы ответить каждому. За всю жизнь у нее был лишь один мимолетный роман, который ничем не закончился — молодой человек уехал на родину, в Данию, и женился на другой. Она ни разу не упрекнула его, еще два года продолжая переписку (ее горечь вылилась лишь в рассказ «Соль земли»). Да и каждый свой болезненный опыт она с тех пор превращала в рассказ. Еще при жизни Фланнери О’Коннор удалось стать классиком американской литературы, она успела опубликовать два романа и несколько сборников рассказов. Даже в больнице незадолго до смерти она пыталась писать, хотя пальцы уже не могли ни удерживать ручку, ни печатать. Она умерла в 39 лет, не тратя ни единой минуты на пустые сожаления и отчаяние. Осознание скорой смерти обострило все ее чувства, удержало от мелких ссор и проблем, сделало терпимой к людям и их слабостям. Она полностью реализовала свой талант и ценила каждое мгновение жизни. Чувство близости смерти сближало ее и с любимым отцом, и с людьми вообще — всех ждет общая судьба, и потому все мы равны перед ней.

Когда мы осознаем, что смертны, мы понимаем, как коротка наша жизнь, и сразу находим в ней то, что действительно имеет значение. Нас больше не пугают мелкие дрязги и неприятности, мы принимаем жизнь такой как есть, во всех ее проявлениях.

Когда мы надолго с кем-то расстаемся и прощаемся, мы смотрим на них по-другому. Мы более внимательны к ним, теплее и терпимее относимся. Если же умирает близкий, мы как будто теряем не только его, но и часть себя. Приходит понимание, что эта разлука — навсегда, а кроме того, что и сами мы смертны. Тогда наши чувства обостряются, мы становимся добрее, эмоциональнее, терпимее, внимательнее. Мы радуемся тому, что еще живы.

Достоевский, которого по приговору суда готовились казнить и лишь в последнюю минуту отменили приговор, заменив казнь каторгой и ссылкой, писал, как предельно обострились его чувства за несколько минут до предполагаемой казни. После ее отмены он почувствовал себя родившимся заново, совсем другим человеком, наблюдательным, сопереживающим.

Грин советует проводить медитацию на смерть: представлять себе день, когда мы умрем, и то, как это будет происходить. Потом можно представить, как жизнь будет идти без нас: все в мире происходит по-прежнему, только нас в нем нет. А после этого представим, что вдруг вернулись к жизни.

Мы почувствуем, что все стало совершенно другим, заиграло новыми красками, встало на свои места. Когда мы поймем, как коротка жизнь, это прояснит наши цели и подскажет верные действия. Мы займемся тем, что долго откладывали, тем, что действительно имеет значение, освободимся от наших страхов, иллюзий и пристрастий.

Заключительные комментарии

В каждой главе автор рассматривает один из законов человеческой природы и дает исторические примеры его работы. Читатель может соотнести свое поведение с поведением исторических героев, а это помогает увидеть себя со стороны, лучше понять свое поведение и научиться управлять им, а не слепо следовать всевозможным импульсам.

Возможно, кому-то может показаться, что в книге слишком много классификаций. Стороны человеческой натуры анализируются так подробно и полно, что читатель может потерять нить повествования, и ему будет сложно охватить все идеи, изложенные автором.

Несмотря на то, что книга действительно переполнена идеями, ее главный посыл прост и состоит в том, что не стоит действовать бессознательно и реактивно, и что на многие вещи, которые кажутся естественными, полезно посмотреть под разными углами. Тогда, возможно, нам удастся увидеть то, что раньше ускользало из виду.

Невозможно прожить без эмоций, и автор к этому не призывает, — такая жизнь была бы пустой и скучной. Но не стоит подчинять им свои действия. Развитие наблюдательности, изучение своих и чужих привычек поможет нам лучше понимать других, а главное — глубже понимать себя.

Карта сайта

Вход/регистрация

Если у вас уже есть аккаунт на сайте, можно настроить вход через социальные сети.

     

Для зарегистрированных пользователей Медитация на очищение своего сердца и прощения себя доступна для скачивания бесплатно.

Вебинар

Как привлечь и удержать любимого человека
Подробности...

Вебинар

Перестаньте искать вторую половинку, и она вас найдет сама!
Подробности...

Вебинар

Техника Эмоциональной Свободы. Снимаем преграды на пути к гармоничной жизни.
Подробности...

Мы в соц. сетях